Изготовление пера руля и шверта.
Шверт (нем. Schwert «меч») — Вставляемый (как меч в ножны) в специально предназначенную для этого щель в днище судна плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом.
Судно, в особенности парусное, сносит под ветер на любых курсах относительно ветра, особенно сильно на острых курсах, при движении в лавировку — зигзагом против ветра. При движении курсом, совпадающим с направлением ветра, шверт обычно поднимают. Также поднятие шверта позволяет судну проходить по мелководью или приставать к необорудованному берегу.
Учитывая вышесказанное попытаюсь отнестись к изготовлению шверта с определенной долей ответственности.
Проигнорировав рекомендацию автора использовать гладкосторонние рейки (называется " ...отнестись к изготовлению шверта с определенной долей ответственности...") я склеил заготовки перьев из реек фрезерованных на "шпунт" и "гребень" (по моему это соединение так называется).Что это мне дало ? Ровным счетом ничего,не считая незначительного увеличения склеиваемых площадей.А вот лишней работы добавило ! Из-за неточного позиционирования фрезы паза и фрезы углубления на этапе подготовки реек , после склеивания щит приобрел незначительную волнистость , убрать,которую,можно или выравниванием всей поверхности шлифованием или на рейсмусном станке.Как-бы предвидя такую ситуацию заготовил рейки с небольшим припуском по высоте.
Для склеивания щитов использовалась технология широко применяемая мебельными мастерами и именуемая "Изготовление мебельного щита" .Сложность этой методики - в использовании специальных приспособлений.Имея необходимый набор оснастки сам процесс сращивания не есть слишком сложным.Следует обратить внимание на один существенный момент : усилие зажима вайм , струбцин и т.п. , не должно быть слишком большим.Не следует сжимать детали до полного вытекания клея из шва.В противном случае придется все переделывать.
Ниже фото приспособлений которые я изготовил и использовал для склеивания щитовых деталей ( и на Pram 2,6 m и в данном случае,на dinghy 4,5 m).
После формообразования и сверления технологических отверстий,заготовки имеют следующий вид;
Несколько слов о примененных материалах : дерево - ясень (потому , что я его имею в достаточном количестве );клей - ЭДП - 20.
Следующий шаг - шлифование (или рейсмусование?) поверхностей до необходимой толщины.
Я выбрал рейсмус.Положительно я получил ровненькие поверхности, так сказать, откалиброванные заготовки, отрицательно - калибрование уменьшило толщину щитовых заготовок на 2 мм...
Щиты после рейсмуса:
Выход из сложившейся ситуации нарисовался следующий: беру дубовый шпон толщиной 1 мм, вырезаю и наклеиваю компенсирующие накладки.Параллельно усложнил устройство фиксации пера руля в рабочем положении накладкой из нержавейки.Опция необязательная и совершенно лишняя.Но у меня были на то свои причины...
Все готово для работ по профилированию щитов.
И самое первое - разметка с использованием нехитрого приспособления.
Углошлифовальной машинкой выполнялось предварительное, черновое снятие лишнего материала. Плюсы использования сего девайса- быстрота выпонения поставленной задачи. Для снятия всего лишнего с заготовок пера руля и шверта мне потребовалось около двух часов. Минусы- ну ооочень пыльная работа.Поэтому обязательным является наличие на лице защитных очков и чего-то для защиты органов дыхания. И второе- поверхность скоса имеет незначительную волнистость, поэтому не стоит выводить сразу в чистовой размер.Лучше дать небольшой припуск на чистовую обработку.
В качестве насадки на "болгарку" использовался стандартный жесткий диск с резиновой прокладкой между основанием и абразивным элементом. Абразив- наждачные круги с фракцией абразива Р40.
Профиль пера, как и шверта, после предварительного снятия материала, приобрел некоторую угловатость, которую следовало "сгладить" на следующих этапах шлифовки.
В ход пошли виброшлифовальная машинка и ручные средства шлифования.
Коротенькое видео прoцесса.
А дальше я сделал непростительную глупость: покрасил краской...и шверт...и перо руля.
А ведь планировалось "под лак". И, что интересно, древесину ( напомню- ясень отборный) выбирал с целью финишировать лаком...И "сращивая" реечки обращал особое внимание на текстуру...А потом взял и закрыл всю красоту обыкновенной краской. Не могу простить себе такую вольность. Но, что сделано, то сделано. Пока имею вот такой шверт ( на фото внизу) и так его установил на место.
Продолжение скоро...
|
|
| ||||||||||||
|
|
|