На определенном этапе у молодого строителя, ставшего на путь любительского яхтоваятельства, возникает вопрос: а правильно ли я использую эпоксидную смолу при склеивании той или иной детали в конструкции будущей яхты? Однозначный ответ на этот вопрос найти сложно. У каждого мастера- лодкостроителя свои методы заполнения щелей и пор эпоксидным материаллом в системе двух деталей подвергающихся процедуре склеивания. Изучив опыт предыдущих поколений и некоторый объем тематической литературы представляю способ, на мой взгляд, самый правильный и потому самый надежный.
В основе метода лежит общий принцип, суть которого предварительная "грунтовка" или "пропитка" склеиваемых поверхностей и, собственно, склеивание. Отсюда и название метода: "Двухэтапная склейка".
Перед началом работы необходимо подготовить все необходимые инструменты, компоненты клея, зажимы. Защитить открытые участки тела от случайного попадания клея. Одеть защитные перчатки, очки, распиратор. Включить вытяжку...Как Вы понимаете, это так должно быть. В большинстве случаев все эти правила игнорируются по ряду причин. Но не будем учиться на чужих ошибках, будем работать с соблюдением всех норм безопасности.
Теперь, когда все готово для основной операции, начинаем смешивать компоненты клея: эпоксидную смолу и отвердитель. Да, очень важно! Перед смешиванием эпоксидного материала убедитесь в том, что склеиваемые детали хорошо подогнаны друг к другу!
1. Нанесите смесь эпоксидной смолы и отвердителя на склеиваемые поверхности.
Этот этап, как было сказано выше, называется "пропиткой" ("грунтовкой") склеиваемых поверхностей. Эпоксидный материал удобно наносить одноразовой кистью или ( на больших участках) при помощи поролонового валика либо пластикового шпателя. Переход ко второму этапу должен быть немедленным или до того, как слой пропитки перестанет быть липким.
2. Суть второго этапа: нанесение на склеиваемую поверхность (на одну из двух, любую, на какую удобнее) эпоксидного материала с несколько измененной плотностной характеристикой. Для этого добавьте к смеси "эпоксидная смола- отвердитель" порошковый загуститель (аэросил). Выбор консистенции клеющего состава оставляю на Ваше усмотрение. Можете воспользоваться рекомендациями из статьи "Эпоксидная смола и аэросил...". Я старался клеить составом напоминающим по вязкости обычный "майонез". В таком виде смесь не стремится раньше времени "убежать" за пределы соединения чем способствует практически 100% заполнению клеевого шва.
Нанесите равномерный слой загустевшего материала на одну из склеиваемых поверхностей, так, чтобы при сжатии деталей из пазов выступало лишь небольшое количество клеющего состава.
Повторюсь: старайтесь нанести модифицированный аэросилом клеющий состав на еще влажную поверхность детали либо в другое время, до того, как эпоксидная "пропитка" перестанет быть липкой. Имейте в виду: после добавления наполнителя жизнеспособность смеси сокращается!
3. Для того, чтобы удержать компоненты на месте и не дать деталям сдвинуться относительно друг друга, используйте различные прижимы- зажимы- фиксаторы. При установке деталей непосредственно на отведенное место в обшивке корпуса, лучше сразу прижать их шурупами по заранее нанесенным отметкам в виде отверстий. Следует избегать слишком большого зажимного усилия. В противном случае может случиться так, что из пазов выйдет весь склеивающий материал и Ваша работа будет испорчена. Зажимное усилие должно быть достаточным для того, чтобы выдавить небольшое количество материала из пазов; это будет означать, что эпоксидная смесь находится в соответствующем контакте с обеими поверхностями.
4. Избыточное количество клея, выступившего из пазов, желательно сразу удалить или разровнять. Как вариант: сформировать галтель или зашпатлевать этим составом изьяны обшивки.
5. Не снимайте фиксирующе- зажимные устройства раньше времени. Дайте клею хорошо застыть!
Надеюсь эта заметка не будет лишней в копилке судостроителя.
Спасибо!
|